Палитра войны

Плакаты ВОВ. Кукрыниксы

В советское время плакаты были одним из самых распространенных средств массовой агитации. Они касались разных сторон жизни и затрагивали практически всё, что происходило в обществе. Однако самыми яркими, самыми важными и глубокими являются плакаты времен Великой Отечественной войны. Они призывали всех людей необъятной страны выступить против фашизма. Созданием агитационных плакатов занимались талантливые художники, имена которых остались в истории изобразительного искусства.

Самыми известными из них являются, конечно, Кукрыниксы. Это известный всему миру творческий коллектив советских художников-графиков и живописцев, в который входили действительные члены АХ СССР, народные художники СССР, Герои Социалистического Труда Михаил Куприянов (1903 — 1991), Порфирий Крылов (1902 — 1990) и Николай Соколов (1903 — 2000).
Из первых букв фамилий получилось такое смешное название. Они познакомились в студенческие годы в художественном институте ВХУТЕМАС. Наиболее знаменитый период их работы — годы войны 1941-1945.

Если вы считаете, что война и юмор — вещи несовместимые, то посмотрите работы Кукрыниксов. Именно сатира и карикатуры давали народу веру в победу.

В первые дни Великой Отечественной войны политуправление Красной Армии предложило Кукрыниксам работать над антифашистскими листовками, которые должны были забрасываться в тылы противника. Художники были рады помочь своей стране и сразу принялись за работу. Рисовали для газет «Правда», «Окна ТАСС», плакаты, листовки…

В карикатурной форме ими были остро подмечены черты и суть фашистского режима.

Сам Гитлер считал их личными врагами и обещал расстрелять творческое трио после взятия Москвы.

Кукрыниксы работали, как обычно, коллективно и слаженно, без перерывов. В 6 рук они рисовали плакаты, листовки, карикатуры в журналы. Они были в курсе всех происходящих событий, ходили на заседания ЦК партии, получали письма от солдат с описанием боев.

Их листовки сопровождали наших солдат всю войну и дошли до Берлина. Более того, до Берлина дошли и сами художники. Они ездили по местам, где только что были немцы. Были в Киеве, Новгороде, Сталинграде. По дороге заезжали в разгромленные города, села. Несколько раз попадали под обстрелы немцев. Встречались и рисовали наших героев, делали наброски и во всех городах встречали свои листовки и плакаты.

Первая наша победа произошла под Москвой в декабре 1941 года. В честь этого вышла карикатура «Клещи в клещи», её напечатали во всех газетах, и вышел огромный плакат.

Весной 1942 года коллективу присудили государственную премию за достижения в области искусства за 1941 год. Объединившись с писателями Самуилом Маршаком и Сергеем Михалковым, которые тоже получили премии, они отдали всю сумму на постройку танка «Беспощадный». А на башне танка нарисовали карикатуру, Михалков написал на танке стихи. В течение всей войны этот танк был их общим детищем, о которым они заботились, ремонтировали за свой счёт.

При всей внешней простоте и общепонятности кукрыниксовых карикатур, они содержат несколько образных слоев. Конечно, фашисты подвергаются в них осмеянию. Это смех исторической справедливости над грязной неправотой, смех с позиций морального и общественного превосходства. Кукрыниксы придают своему творчеству общечеловеческий характер, размышляют о судьбах всей людской цивилизации.