27 января — День снятия блокады Ленинграда

Город-герой Ленинград долгих 872 дня находился в условиях блокады. Период с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года остался в памяти, как самый трудный период в истории Великой Отечественной войны. Для Гитлера Ленинград был «лакомым куском» — ведь здесь находится Балтийский флот и дорога на Мурманск и Архангельск, откуда во время войны приходила помощь от союзников, и если бы город сдался, то был бы разрушен и стёрт с лица земли.

Советские войска проявляли величайший героизм и ценой неимоверных усилий сдерживали вражеские силы на подступах к городу, но 20 августа 1941 противнику удалось отрезать город от страны, перекрыв железнодорожное сообщение.

Запасы продовольствия, топлива и боеприпасов, находившееся в Ленинграда на момент начала блокады, были недостаточными и не могли удовлетворить потребности города в период длительной осады. Единственное сообщение со страной, осуществляемое авиацией и путь через Ладожское озеро обеспечивали потребности города не в полной мере.

Была установлена норма хлеба — 200 грамм рабочим, 125 — иждивенцам и детям. Этого катастрофически не хватало. Смертность от голода набирала обороты с ужасающей быстротой. По данным Нюрнбергского процесса за время блокады погибло более, чем 630 тысяч жителей. По данным другого источника приводятся ошеломляющие цифры в 1,5 миллиона ленинградцев. Всего 3% смертей были следствием обстрелов, причина остальных 97% — голод и лишения.

С первых дней блокады своё опасное и героическое дело начала Дорога Жизни — пульс блокадного Ленинграда. Летом — водный, а зимой — ледовый путь, соединяющий Ленинград с «большой землёй» по Ладожскому озеру. 12 сентября 1941 года в город по этому пути пришли первые баржи с продовольствием. Каждый такой рейс был подвигом — вражеская авиация беспрестанно совершала свои бандитские налёты, погодные условия часто тоже были неблагоприятны. Позже, по ледовой Дороге Жизни, пошли грузовики. Лёд был очень тонким, проламывался, и нередки были случаи, когда грузовики тонули. С риском для жизни водители продолжали свои смертельно опасные рейсы до самой весны. Военно-автомобильная дорога № 101, как назвали эту трассу, позволила увеличить хлебный паёк и эвакуировать большое количество людей. Оборвать эту нить, связывающую блокадный город со страной, немцы стремились постоянно, но благодаря мужеству и силе духа ленинградцев, Дорога Жизни жила сама и дарила жизнь великому городу.

Воспоминания о блокаде Ленинграда людей, переживших её, их письма и дневники открывают нам страшную картину. На город обрушился страшный голод. Обесценились деньги и драгоценности. Эвакуация началась еще осенью 1941 года, но лишь в январе 1942 года появилась возможность вывести большое количество людей, в основном женщин и детей, через Дорогу Жизни. В булочные, где выдавался ежедневный паёк, были огромные очереди. Помимо голода блокадный Ленинград атаковали и другие бедствия: очень морозные зимы, порой столбик термометра опускался до -40 градусов. Закончилось топливо и замёрзли водопроводные трубы — город остался без света и питьевой воды. Ещё одной бедой для осаждённого города первой блокадной зимой стали крысы. Они уничтожали запасы еды и разносили всевозможные инфекции. Люди умирали, и их не успевали хоронить, трупы лежали прямо на улицах. Появились случаи каннибализма и разбоев.

Одновременно с этим ленинградцы всеми силами старались выжить и не дать умереть родному городу. Мало того: Ленинград помогал армии, выпуская военную продукцию — заводы продолжали работать и в таких условиях. Восстанавливали свою деятельность театры и музеи. Голодные и истощенные ленинградцы демонстрировали пример мужества и героизма. Это было необходимо — доказать врагу, а, главное самим себе: блокада Ленинграда не убьёт город, он продолжает жить!

У станков стояли даже дети. Было выпущено сотни танков, тысячи полковых и противотанковых орудий, более 10 тысяч минометов, сотни бронемашин, десятки бронепоездов, миллионы различных снарядов и многое другое. Это была высшая степень патриотизма и самоотдачи. Подвиг ленинградцев увековечен в истории и сердцах новых поколений.

На протяжении 1941-1942 годов нашими войсками предпринимались неоднократные попытки прорвать блокаду, но успеха получилось достигнуть только в январе 1943-го. Уже в феврале того же года в город удалось отправить составы с продовольствием и боеприпасами.

Ленинградско-Новгородская операция 1944-го года увенчалась успехом и позволила полностью снять блокаду. Планы фашистского командования по уничтожению Ленинграда потерпели полнейший крах. Ожидаемой капитуляции не последовало, а проявленный героизм ленинградцев стал символизировать мужество и стойкость советского народа, непоколебимого даже в ужасных условиях блокады.

27 января 1944 года — День полного снятия блокады. Приказом Верховного Главнокомандующего от 1 мая 1945 года Ленинград был удостоен чести носить гордое звание город-герой за проявленное жителями города мужество во время блокады.

С литературой на тему блокады Ленинграда можно ознакомиться в Отделе художественной литературы и культурно-просветительской деятельности (А-425) и в выставочной витрине 4 этажа корпуса А.

Книги о блокаде Ленинграда:

- Встанем же единомысленно всем миром… Дни воинской славы России. — Краснодар: Диапазон-В, 2006. — 160 с.: ил.

- Зубаков, В.Е. Героический Ленинград. — М.: Воениздат, 1972. — 200 с.

- Кулибанов, В.С., Чистобаев, А.И. Ленинград. — М.: Мысль, 1990. — 271 с.: ил., карт.

- Михайлов, В.В. Ленинград: Героическая оборона города в 1941 — 1944 гг. — М.: Политиздат, 1980. — 199 с.: ил. — (Города-герои).

- Русаков, З.Г. Нашим морем была Ладога: Моряки Ладожской военной флотилии в битве за Ленинград. — Л.: Лениздат, 1989. — 173 с.: ил.

- Соколов, Б.В. 100 великих войн. — М.: Вече, 2009. — 432 с. — (100 великих)

- Чаковский, А.Б. Блокада. М.: Сов. писатель, 1979. — 526 с.